Магия благодарности, статья Розы Колл

Отправлено 15 июл. 2010 г., 14:13 пользователем Don Vertigo   [ обновлено 2 февр. 2012 г., 3:59 ]

автор: Роза Колл

Журнал Fractalum, 1, 2000

Вселенная каким-то образом упорядочена - это очевидно. Порядок заметен во всем, что видимо, и не важно, - видим ли мы это нашими глазами, или при помощи телескопа (продолжения наших глаз, нацеленного в бесконечность), или при помощи микроскопа (продолжения глаз, нацеленного на мельчайшее).

Почему бы, в таком случае, не предположить, что этот порядок простирается не только на все видимое, но также и на то, что нельзя увидеть глазами? Да и откуда бы взялся разрыв, это разделение между тем, что мы видим, и тем, на что нельзя взглянуть? Конечно же, здесь я исхожу из того, что мы принимаем существование "невидимого", которое, в данном случае, не представляет из себя ничего эзотерического, а является всего лишь сферой наших ощущений, которые, как правило, не воспринимаются зрением (в этом смысле - невидимы).

Присутствует ли вселенский порядок в сфере наших ощущений? Какого рода порядок может существовать там, где пожар вспыхивает моментально, где пепел никогда не остывает, и где мотивы не подчиняются логике "здравого смысла"? Однако, несмотря на то, что мы уделяем недостаточно внимания тому, что происходит вовне и внутри
нас, эта интуиция, это ощущение некого порядка, похоже, укрепляется, и возникает определенное равновесие в этой области, такой переменчивой и неустойчивой, какой является область ощущений или чувств.

Ярким примером такого порядка является, на мой взгляд, чувство благодарности.
Благодарности, в том числе, и за полученную онтологическую боль - здесь под словом "боль" я подразумеваю ту боль, которую большинство из нас переживают в детстве и которая является причиной того, что Карлос Кастанеда называл "подрезанием крыльев", - тем, что мешает нам летать, - летать как в переносном, так и прямом смысле. Благодарить даже за боль, чувствовать эту страсть, эту нежность внутри, которая не направлена ни на кого конкретно и, в то же время, касается всех и вся. Она абстрактна, она направлена на зеленые листья деревьев, которые светятся на солнце, на ярко голубое небо, на чистый воздух, на ясный день, на тишину, на гармонию, на воспоминания.

И вдруг, неожиданно, появляется кто-то конкретный, некто из плоти и крови, некто с хмурым видом, с лицом, с именем и фамилией. И хотя он кажется самым важным, - есть и другие, они появляются один за другим, и их так много - тех, которых мы должны отблагодарить, тех, благодаря которым меняется наша жизнь… И вдруг нас накрывает волна, благодарности - и не важно, где именно находятся эти люди - они всегда перед нами, в нас самих.

Я думаю, благодарность является частью вселенского порядка. И, возможно, ничто так не нарушает вселенский порядок, как недостаток благодарности.

СПАСИБО и ПОЖАЛУЙСТА.

Возможно ли, что эти два коротких слова способны править Вселенной? И, вообще, какое значение подобные слова могут иметь для величественной Вселенной? Однако, когда их недостаточно, все искажается - те, кто не произносят этих слов, падают, разбиваются вдребезги, скатываются от камня к камню, пока не долетят до самого дна пропасти, а они до него обязательно долетят.

Нагваль Карлос Кастанеда часто говорил о различных людях (некоторые из которых обладали достаточно грубыми манерами), так: "Да... возможно, это не манеры - это социальный порядок!"

Что ж, и да, и нет, как всегда. Один человек из тех, кто общался с нагвалем, был по-настоящему грубым. Возможно, в определенных ситуациях он был достаточно утонченным, элегантным, но он был создан для того, чтобы ему прислуживали, для того, чтобы отдавать приказы, и ему были совершенно незнакомы ни спасибо, ни пожалуйста. По прошествии некоторого времени, достаточно короткого, нагваль снова встретился с этим человеком. Но был ли он прежним? И да, и нет.

Казалось, он тот же, но это было не совсем так, потому что, к нашему огромному удивлению, каждое свое указание этот человек начинал со слова пожалуйста, а каждое прощание со слова спасибо, потому что всегда было что-то, за что нужно было поблагодарить. Таким образом, случилось так, что мы ожидали встретиться с кем-то, кого мы знали, но он оказался незнакомцем - настолько мощной была та сила, с которой нагваль и "ведьмы" выковывали, или, можно сказать, вытесывали людей.

Интересный получается парадокс с этой самой благодарностью, учитывая, что сами же "brujos" утверждали, что не стоит благодарить постоянно.

Противоречили ли они сами себе? Где же истина? Черт возьми! Так нужно благодарить или нет? На самом деле, просто не стоит говорить спасибо как робот, в любой ситуации и при любых обстоятельствах.

Если человек, стоящий рядом, наступит мне на ногу, я не стану его благодарить, как меня автоматически подталкивает сделать моя привычка подчиняться; но я скажу спасибо за ту большую и не очень большую помощь, которую я получаю в течение дня, даже в том случае, если я плачу за это деньги, и уж тем более, если не плачу.

Несмотря на то, что слово "спасибо" кажется таким незначительным, оно правит всем: оно подразумевает скромность со стороны того, кто произносит его, признание чего-то, что было получено безвозмездно, чего-то, на что никто не имеет "права", так как никто и ничего нам не должен. Однако, мы часто считаем наоборот: что нам все должны дать, причем для нас это так естественно, что мы даже не допускаем мысли о том, что мы действуем, как обыкновенные кредиторы. Мы берем, берем и берем, не отдавая себя отчет в том, ЧТО мы делаем, а уж тем более не понимая, ЧТО ИМЕННО мы берем.


И так происходит постоянно: начиная от аромата земли на рассвете до трели птиц в сумерках, а между ними - хороший обед в приятной компании в полдень, и даже драки, и головная боль, и раздражение.


Ведь все это - жизнь, а жизнь – это первоначальная благодать, начало всех остальных даров.
Уметь благодарить - это своего рода сила; не уметь благодарить – это нехватка силы, и эта нехватка затягивает нас по спирали в пропасть. Это и есть падение. Падение, о котором говорят религия и философия, падение, о котором говорит христианство, которое упоминает Хайдеггер - то ли это падение, которое имеет отношение к благодарности или, точнее к неблагодарности?

Библия рассказывает о гордыни и тщеславии, которые поселились в человеческом сердце, когда человек открыл для себя, что, смешав глину, он может сделать кирпичи, из которых он сможет построить все, что угодно. Тогда ему и пришло в голову построить башню, такую, "чтобы достала до неба" - кстати, Карлос Кастанеда говорил, что Дон Хуан рассказывал ему, что большие соборы есть не что иное, как пример человеческой эгомании. А как насчет наших небоскребов? В Ветхом Завете история заканчивается тем, что Яхве, раздраженный такими действиями человека, дождался, когда башня достигла определенной высоты, и смешал языки. Тогда люди перестали понимать друг друга, и стало невозможно продолжить строительство башни. На юге Американского континента люди часто произносят фразу "я уверовал" - так вот, они уверовали в то, что они - создатели, что только они могут создавать.

Характерно то, что именно та страна, которая ввела День благодарения, является ведущей страной мира. Однако, теперь День благодарения превратился в самый обычный семейный ужин с маринованной индейкой. Известно, что, постоянно повторяясь, мы превращаем что-то изначально искреннее в абсолютно пустое действие. Однако, и теперь все еще возможно представить себе ту страсть, ту нежность, ту радость и ту благодарность, которые, должно быть, наполнили сердца первых поселенцев, высадившихся на берега Северной Америки, после сбора урожая, когда на пороге уже стояла осень.

Магия демонстрирует важнейшую связь между недостатком благодарности и падением. Человек падает и будет продолжать падать, и, кажется, никогда не остановится. Нагваль Карлос Кастанеда обычно говорил: "Он упал". Та-то упала, тот-то упал... Он говорил так, когда один из людей, из его ближайшего окружения, вел себя так, что его дальнейшее присутствие в мире магов становилось невозможным. Такие падения в пропасть случались из-за недостатка благодарности.

А какое падение может быть без потери силы? Упасть - и значит потерять силу. Тот, кто лежит на полу, ничего не может, или может очень немногое, и не сможет ничего сделать до тех пор, пока снова не встанет на ноги - сам, или с чьей-то помощью. Падение человека, как об этом говорят и в религии, и философии, случается в тот момент, когда человек теряет силу. Недостаток благодарности не только влечет за собой потерю силы, но и сам уже является отсутствием силы, учитывая то, что благодарить – означает способность быть благодарным и умение благодарить.

Об авторе

Роза Колл, профессор философии и писательница, долгое время преподавала в Университете Буэнос-Айреса, пока не познакомилась с магическим миром шаманов, представленного Карлосом Кастанедой, сначала прочитав его книги, а затем лично познакомившись с нагвалем. Это знакомство продлилось более десяти лет и привело к тому, что Роза переехала в Соединенные Штаты.

Как профессор философии и писательница Роза Колл активно принимала участие в различных конгрессах по философии, и публиковала эссе на философские темы в ведущих газетах Буэнос-Айреса. Кроме того, в Буэнос-Айресе, Роза опубликовало сборник эссе под названием "Ни этика ни культура", и книгу, которая называется "Колдуны и философы: от философии к Карлосу Кастанеде", где провела определенные параллели между идеями Фридриха Ницше, Мартина Хайдеггера и миром Карлоса Кастанеды, что, собственно говоря, и ознаменовало окончательный переход писательницы из мира философии в мир Карлоса Кастанеды. Эта книга была также опубликована в Мексике, где писательница опубликовала и еще одни сборник рассказов.

Последние годы писательница писала исключительно о магическо- шаманском мире Карлоса Кастанеды, публикуя свои статьи в газетах Буэнос-Айреса, и в специализированных журналах, как в Буэнос-Айресе (Битакора - Bitacora), так и в Мексике - Фракталум (Fractalum). Вот названия последних статей опубликованных в журналах: "Мы тоже электромагнетические существа", "Расставить все по своим местам", "Прощание в стиле Карлоса Кастанеды", "О правде и лжи", "Революция женщины", "Магия благодарности". 


к списку статей


Comments