Следы зороастризма в Узбекистане

Отправлено 21 июн. 2014 г., 6:18 пользователем Don Vertigo   [ обновлено 3 нояб. 2014 г., 3:35 ]

Несколько лет назад я путешествовал в Узбекистане. Моя поездка была довольно короткой, я ничего не фотографировал, просто наблюдал и воспринимал... Я тогда посетил Ташкент, Самарканд и Бухару. Смарканд и Бухара - потрясающие города, и я хочу к ним снова вернуться. Ниже публикуется заметка о следах зороастризма в Узбекистане.







Узбекистан и святые места зороастризма неотделимы: в Самарканде находится древнее поселение Афросиаб, названное именем героя "Авесты"; Бухара - один из самых древних узбекских городов. Он был основан на священном холме, воздвигнутом древними зороастрийцами на могиле святого Сиявуша. Ряд зароастрийских памятников находится на территории древнего Хорезма (ныне Хорезмская область Узбекистана и Каракалпакистан). 


Самое древнее место в Бухаре - крепость Ковчега была построена не позже 1 тыс. до н.э. Существование крепости датируется временем правления Афросиаба и Сиявуша, легендарных героев упоминаемых в Авесте. Согласно легендам, Сиявуш был захоронен в крепости, около ее восточных ворот, месте, где бухарские зороастрийцы загадывают свои желания. 


Одна из наиболее старых мечетей Бухары Магоки-Аттари, по преданию, была сооружена в XI веке на месте святилища зороастрийцев. Последние сведения о зороастрийцах в Бухаре и Самарканде относятся к первым векам ислама, и после монгольского нашествия их, вероятно, уже не осталось. 


В Ташкенте, столице Узбекистана, Чиланзарский "Ак-Тепе" был центром культа зороастризма.


В настенной росписи одного из пещерных храмов I века в местечке Каратепа в Сырдарьинской области Узбекистана изображен так называемый "Будда-Мазда", передающий образ синкретического создания, объединившего в себе черты божеств двух религий - буддизма и зороастризма, соответственно Будды и Ахура-Мазды. 


А недавно во время раскопок на городище Кампыр-тепа, отождествляемой с легендарной Александрией на Оксе, узбекские археологи обнаружили значительное по размерам святилище, окруженное обводным коридором. Этот конструктивно-планировочный прием был характерен для зороастрийских храмов, в которых основным религиозным ритуалом была церемония обхода процессии жрецов вокруг святилища.

На протяжении тысячи лет зороастризм был широко распространен в Согдиане, Хорезме, Бактрии.
 

Согдиана


В распространении в Центральной Азии зороастризма выдающуюся роль сыграли согдийцы. Согдианой называлась историческая область на территории современного Узбекистана, расположенная в бассейнах рек Зеравшан и Кашкадарья. По одной из версий само название Согд переводится как «Страна плодородных долин». Поэтические строки «Авесты», сложенные IX-VII веках до нашей эры, воспевают легендарное возникновение этого края: «Затем я, Ахура Мазда, создал несравненную Согдиану, богатую садами».  


На северной окраине Самарканда, простирается холмистая местность, известная под названием Афрасиаб. Здесь под лессовыми многовековыми наслоениями находятся руины Мараканды, древней столицы Согдианы. Основание города зороастрийское предание связывало с именем эпического героя Сиявуша.


Жители древней Согдианы исповедовали, в основном, зороастризм и в культурном слое города были найдены статуэтки богини плодородия Анахиты, разнообразные оссуарии – вместилища для останков зороастрийцев. Изображения колесницы, встречающиеся в настенных росписях и в золотых статуэтках из знаменитого Амударьинского клада, хранящегося в Британском музее в Лондоне, напоминают слова зороастрийского гимна из Авесты, воспевающего бога-солнце: «Мы поклоняемся Митре, который выезжает на своей небесной колеснице с высокими колесами. Четыре белых бессмертных жеребца ведут ту колесницу, передние копыта их кованы золотом, задние – серебром».

Зороастрийцами были обитатели согдийских колоний, основанных в первые века нашей эры вдоль восточного участка Великого шелкового пути, а также бактрийских поселений в Восточном Туркестане, где найдено множество оссуариев. Из древнекитайских текстов известно, что первый храм огня в Чаньани был образован в 612 году. А в Северной Хэнани близ Чжан-дэфу сохранился зороастрийский поминальный памятник в виде стелы, сооруженный в VI веке местным зодчим по согдийскому образцу. На стеле изображены жрецы с повязками на лицах вокруг алтаря в храме огня. 
В духовной жизни Согдиана с древних времен была местом распространения и пересечения разных религий, в первых веках нашей эры зороастризм теснят новые мировые религии – буддизм и христианство. Известно, что в первые века нашей эры на территории Согдианы близ современного города Ургут, что в 60 км от Самарканда, находился центр распространения христианства. Именно здесь ученые обнаружили остатки несторианского монастыря. По свидетельству китайского монаха-паломника Сюань Цзяна, побывавшего в Самарканде в VII веке, он посетил находившийся здесь буддийский монастырь, правда, нашел его уже в состоянии упадка и запустения.

Не многие знают, что одна из сохранившихся древнейших зороастрийских рукописей Согдианы, запечатлевшая авестийский текст, была найдена на территории нынешнего Китая (Синцзян-Уйгурский автоновный район) и датируется IX веком. Это согдийская рукопись из обширного архива, погребённого в буддистском храме в Дуньхуане, ныне хранящаяся в Британской Библиотеке. 
Зороастрийская религия в Согде, лишённая государственной поддержки, была по преимуществу устной и охватывала широкие слои прежде всего сельского населения, сохранявшего традиционный образ жизни и традиционные верования. Эта культура во многом бесследно исчезла под мечом исламских завоевателей, затопивших Среднюю Азию в крови в VIII веке и всячески боровшихся здесь прежде всего с зороастризмом (о чём говорят мусульманские авторы). Поэтому значимость данного документа, запечатлевшего традицию согдийской Авесты и содержащего прямые аллюзии на зороастрийские повествования, известные по иранским источникам, но вполне независимые от последних, сложно переоценить.

Хорезм

Хорезмская область Узбекистана и Республика Каракалпакистан, или Северный Хорезм - это места, которые интересны самыми удивительными древними памятниками. Хорезмский регион находится в плодородном оазисе в низовьях реки Амударья между пустынями Каракум и Кызылкум. Хорезм - это родина древних цивилизаций. Страной тысячи крепостей называл эти земли греческий ученый Геродот. Во время археологических раскопок было обнаружено, что еще в X веке до н.э. здесь существовали оросительные каналы длиной не менее 300 км. Археологи до сих пор бьются над загадкой древних городов, находившихся в безводной пустыне, называя Хорезм “вторым Египтом”.


В низовьях Амударьи, в 3 км от города Ходжейли находится уникальный историко-археологический комплекс Миздахан, расположенный на 3 холмах. В восточной части его сохранилось множество захоронений-оссуариев. Город был крупным торгово-ремесленным центром Хорезмского государства, через него проходило одно из ответвлений Великого шелкового пути. 



Недалеко от Миздахана находится древнейшее, хорошо сохранившееся культовое сооружение зороастризма - Чилпык. Согласно преданию, здесь Зороастр написал начальные строки "Авесты". Пейзажи Хорезма и поныне украшают мощные стены крепостей Аяз-кала, Топрак-кала, Куй кирилган-кала, Бургун-кала, Дев-кала. 

При археологических исследованиях в этих монументальных памятниках нашли следы храмов огня, предметы быта, керамики, скульптуры, связанные с религией зороастризма, образами авестийских персонажей. Так, в интерьерах Топрак-калы были обнаружены фрагменты настенных росписей, детали скульптурного декора. Сохранились в быту и некоторые обычаи и традиции зороастризма. Это, например, сражения бойцовых баранов, характерный хорезмский танец "Лязги", который ученые считают ритуальным у древних огнепоклонников.

Существует основание считать Хорезм родиной зороастризма. В священной книге зороастрийцев “Авеста” Хорезм называли “страной Солнца”. Географически к древнему Хорезму относились западные земли современного Узбекистана, а также северного Туркменистана и Приаралья. Первые письменные источники (519 г. до н.э.) упоминают Хорезм как государство, захваченное Персидским правителем Дарием I. С X века Хорезм стал крупным экономическим, культурным и научным центром. Здесь жили и работали великие ученые Аль-Хорезми и Бируни. Здесь была основана первая на Востоке Академия наук (Академия Мамуна). 

В XIII веке Хорезм стал таким мощным государством, что его правители завоевали обширные территории в Персии и Афганистане, осаждали Бухару и Самарканд. Но, несмотря на сильное сопротивление, Хорезм пал перед Монгольской ордой, которая смела столицу Хорезма Кунья-Ургенч с лица земли. Только в XVI веке Хорезм опять стал независимым государством – Хивинским ханством со столицей Хивой, которая просуществовала довольно долго, пока не была захвачена Россией в конце XIX века. 

Вблизи от Хивы и столицы современного Хорезма – Ургенча разбросано более 50-ти древних крепостей, возраст которых составляет более 20-ти столетий. Самые крупные из сохранившиеся – Аяз-Кала, Гульдурсун-Кала, Кизил-Кала, Эллик-Кала, Топрак-Кала – древняя столица Хорезма, в центре которой находился 3-этажный дворец с многочисленными залами, расписанными, хорошо сохранившимися до наших дней фресками. 
Недалеко от Нукуса – столицы Каракалпакской автономии Узбекистана находится один из загадочных и уникальных историко-археологических комплексов – Миздахкан (IVв.до н.э. - XIVв.). Комплекс включает старинную крепость Гяур-Кала, у подножия которой расположено самое древнее в Средней Азии кладбище. Здесь, по мнению ученых, захоронен и первочеловек зороастрийской мифологии – Гайомард (Адам) в сооружении, именуемом “мировыми часами”, отсчитывающими обратное время до конца жизни на Земле. 

В Каракалпакистане особенно много памятников античного периода. Это - городище Гяур-кала (IV век до н.э. - IV век н.э.) и крепость с таким же названием, но находящиеся на большом расстоянии друг от друга. Дахма Чилпык (I-IV века до н.э. - IX-XI век н.э.) – место церемониального захоронения зороастрийцев, Миздахкан (IV век до н.э. - XIV век н.э.) – комплекс древнего и средневекового поселений. Городища Топрак-кала (I век н.э. - IV век н.э.), Гульдурсун-кала (IV - III в.в. до н.э.), Ахшахан-кала ( IV век до н.э.-IV век н.э.), крепость и одновременно храм Кой-Крылган-кала (IV век до н.э. - IV век н.э.), храм огня Ташкырман-тепе (IV-III век до н.э. - III-IV век н.э.). В городе Ургенче находится музей и памятник Авесте, т.к. многие ученые сходятся во мнении, что эта священная книга была написана именно в Хорезме.

Дахма Чилпык расположена на правом берегу Амударьи, на вершине конического холма-останца высотой до 40 м. Над дахмой Чилпык витает сегодня множество тайн и легенд зороастрийцев. Когда приходит Вайу – Бог смерти, то тело умершего относят в дахму. Дахма - это место, куда зороастрийцы выносили покойников для очищения останков от мягких покровов. Она имеет форму неправильного круга диаметром от 60 до 80 м. Её 15-метровые стены до сих пор охраняют ритуальные погребения, основанные зороастрийцами.

Вдоль периметра стены была расположена суфа - место, куда укладывали покойников для очищения.Чтобы не осквернять воду и землю разложением, тела оставляли на съедение диким животным, хищным птицам и солнцу. После очищения, кости складывались в оссуарии, специальные вместилища для останков, и захоранивались в земле или в склепах - наусах. 
Древнее предание гласит, что Чилпык был когда-то укреплённым замком. В нём жила принцесса, влюбленная в невольника и бежавшая сюда от гнева своего отца. Другая легенда говорит, что эту крепость построил богатырь Чилпык. Сооружая замок, он ронял глину, из которой и образовался холм, на котором стоит дахма. 

Древнейший город Миздахкан, что расположен в Ходжейлийском районе Каракалпакистана, в 20 км от Нукуса. Он возник еще за 400 лет до нашей эры. На восточном холме городища раскинулся некрополь. С девятого веке нашей эры он стал служить местом погребения мусульман. А до этого на холме совершали обряды античные зороастрийцы. Как нигде в другом месте, здесь переплелись пласты времени, и образовался перекрёсток цивилизаций.


Рядом с некрополем Миздахкан, который сам интересен, своими средневековыми сооружениями - Назлым-хан Сулу, Шамун Наби, на западном холме стоит городище Гяур-кала. Основанное за три сотни лет до нашей эры, оно просуществовало почти целый век, пережив расцвет и падение Кушанского государства. Гяур-кала был крупнейшим городом античного Хорезма, называвшимся когда-то Айрьяна Веджо. Рядом протекала Дайтии - современная Амударья. Археологические находки домашней утвари и изделий гончаров свидетельствуют о процветании ремесел в Гяур-кале. Арыки и каналы говорят нам, что авестийцы владели отличными знаниями орошения земель. 


Городище Топрак-кала, или «Земляной город» появился в первом веке нашей эры и до сих пор окружён плодородными землями, которые возделываются земледельцами Турткульского района Каракалпакистана. Его жители почитали могущественную Ардви - богиню плодородия или, иначе, могучую Амударью. Топрак-кала окружена мощными стенами девятиметровой высоты. Один из кварталов города был целиком занят храмовыми зданиями. За дворцовым комплексом располагался город простолюдинов, защищённый стеной с четырехугольными башнями. Нередко его посещали верховные жрецы и правители. Чаще это случалось в праздник возрождения природы - Навруз. Город был двухъярусным. Теперь от стен города остались только фрагменты. Уцелели около ста помещений первого этажа и несколько строений второго. 


Городище Гульдурсун-кала известно с четвертого века до нашей эры. Оно представляет собой неправильный прямоугольник, который протянулся более чем на 500 м с востока на запад и более чем на 300 м с севера на юг. Античные стены и башни его сложены из пахсы и сырцовых кирпичей. Как и во всех строениях зороастрийцев, используются стандартные размеры кирпича: 40 на 40 и толщиной 10 см.

15-метровые крепостные стены хорошо сохранились. Выносные башни были связаны с городом подземными ходами. Мощная фортификация крепости позволила городу простоять почти целый век и отражать все набеги захватчиков. И лишь свирепым завоевателям Чингиз-хана в 14 веке удалось сломить сопротивление Гульдурсуна. 


Городище Кой-Крылган-кала, в переводе - крепость погибших баранов, появилась еще в 4 веке до нашей эры. Это выдающийся памятник погребального и астрального культов древнего Хорезма. Первоначально оно представляло собой круглое двухэтажное здание диаметром около сорока пяти метров. Главный храм был обнесен двумя стенами, отстоящими от центрального здания на расстояние пятнадцати метров, со стрелковой галереей.

На первом этаже размещались помещения для культовых церемоний. Эти залы представляют собой два изолированных комплекса. В верхних комнатах находились храмовая утварь и терракотовые изваяния Богов. По двум лестницам, стоящим напротив друг друга, жрецы спускались вниз со стрелковой галереи второго этажа.

Кой-Крылган-кала пережила два периода существования. Вначале она была укрепленным храмом-гробницей. В ней совершались погребальные церемонии. Но, главное, здесь проводились астрономические наблюдения. В период запустения она использовалась ремесленниками, в частности гончарами. А в пустующих помещениях хранили оссуарии с останками умерших. 

Кой-Крылган-кала - один из основных памятников зороастризма Каракалпакистана, подаривший современности богатейшую коллекцию античных произведений искусства и письменности авестийской цивилизации. 
Comments