Магия Онежских петроглифов

Отправлено 21 окт. 2014 г., 15:34 пользователем Don Vertigo   [ обновлено 21 окт. 2014 г., 15:35 ]
Петроглифы - один из наиболее ярких памятников древней культуры на территории Европейской части России. Петроглифы - слово греческого происхождения, его можно перевести как «резьба по камню». В отличии от рисунков охрой (писаницы), известных в некоторых странах, в том числе в Финляндии, петроглифы Карелии выбиты на горизонтальных или слегка наклонных скалах. Наскальные изображения являются уникальным археологическим памятником, в котором отразились мифологические представления, эстетические предпочтения, ценностные ориентиры древних жителей Севера. Выбитые на камне рисунки, являющиеся современниками египетских пирамид, так же как и пирамиды - одновременно просты и сложны для нас, доступны и «закрыты», также загадочны... Знакомство с ними открывает нам таинственный мир первобытного человека - охотника, шамана, воина, мир магии и мифов.



Первые наскальные изображения Карелии были открыты в 1848 году консерватором Минералогического музея (г. Санкт-Петербург) К. Гревингком в районе деревни Бесов Нос на Онежском озере. В начале XX века Онежские петроглифы изучались шведским исследователем Г. Хальстрёмом.


Первые петроглифы Белого моря (Бесовы Следки), открыты в 1926 г. студентом Ленинградского географического института А. М. Линевским. В последующем, крупные скопления петроглифов в этих же районах были открыты российскими археологами В. И. Равдоникасом, Ю. А. Савватеевым.


Открытие новых рисунков продолжается. Так, в 1986-1993 годах Эстонским обществом изучения первобытного искусства (рук. В. Пойкалайнен) открыта крупная группа петроглифов в устье реки Водлы, в 18 км севернее мыса Бесов Нос.

В 2006 году экспедиция Карельского государственного краеведческого музея под руководством А. М. Жульникова открыла новую группу наскальных изображений на Белом море.

В 2008-2009 годах археологическая экспедиция Петрозаводского университета под руководством А. М. Жульникова открыла и исследовала на восточном берегу Онежского озера четыре новых плиты с наскальными изображениями.

В отличии от Швеции и Норвегии, где наскальные рисунки встречаются довольно часто, петроглифы Карелии известны пока всего в двух местах - на восточном берегу Онежского озера и в Прибеломорье, на берегу реки Выг. В европейской части России это крупнейшие скопления рисунков каменного века.




На Онежском озере насчитывается более 1300 различных изображений, в Прибеломорье их более 2000. По последним данным наскальные изображения Карелии созданы 6-5 тысячелетий назад.

Древние изображения во всех случаях располагаются у кромки берега на пологих скалах, иногда имеющих естественный красноватый цвет. В момент выбивки рисунки хорошо выделялись в виде пятен белого или розоватого цвета на сером, красноватом или совершенно черном фоне скалы. Проходило всего несколько десятков лет с момента создания рисунков и цвет рисунков начинал блекнуть, они постепенно начинали сливаться с окружающим фоном (проверено экспериментальным путем).


Тем не менее, рисунки даже сейчас, спустя много тысячелетий, можно отчетливо увидеть на закате или восходе солнца, при боковом освещении скалы. Днем скала выглядит совершенно серой, рисунки на ней почти незаметны. Когда солнце начинает клонится к горизонту, на поверхности скалы, если смотреть на ее поверхность в отраженном свете, можно увидеть, что рисунки становятся все более четкими и явными.

Когда солнце опускается за горизонт, петроглифы мгновенно «исчезают». Вновь перед нами совершенно пустая, безжизненная поверхность камня. Это явление, называемое иногда исследователями эффектом «первобытного кино», производит сильное впечатление даже на современного человека. Можно представить, что чувствовал древний человек, когда он видел подобное, волшебное для него зрелище.

Древние рисунки располагаются в удивительно живописных местах.Особенно выделяется группа наскальных рисунков мыса Бесов Нос, где на его оконечности расположены симметрично три гигантские фигуры - беса, выдры(ящерицы) и налима (сома). Считается, что это самые древние рисунки, давшие импульс для всего наскального творчества на Онежском озере. Оконечность Бесова Носа далеко выдается в озеро. Если встать здесь, у кромки берега, то возникает ощущение, что ты находишься на самом краю земли, так как отсюда совершенно не виден противоположный берег озера.

Иногда, в конце августа, на оконечности Бесова Носа можно увидеть, как огромный красноватый шар солнца постепенно опускается в воду, а с противоположной стороны из озера поднимается почти такая же яркая, большая, совершенно круглая луна.

Возможно, подобные астрономические явления, которые древний человек наблюдал на мысах Онежского озера, стали толчком для выбивания здесь фигур в виде круга и полумесяца, которые многие ученые считают символическими изображениями солнца и луны.


В петроглифах Белого моря и Онежского озера есть ряд сходных черт, но, в целом, оба скопления довольно сильно отличаются друг от друга, как по составу изображения, так и манере их исполнения. Среди общих черт - полное отсутствие рисунков жилищ, бытовой утвари. В обоих скоплениях единичны изображения деревьев, рыб, женщин, детей.


Беломорские рисунки намного реалистичнее Онежских, среди них много повествовательных сцен. Преобладают изображения лодок, морских зверей (белух и нерп), лосей и людей. Всего известно 10 групп наскальных рисунков, располагавшихся на островах в устье р. Выг. Наиболее ранней группой считаются Бесовы Следки, где преобладают одиночные фигуры, среди которых особо выделяется антропоморфная фигура беса.


На скалах Онежского озера есть много фантастических, необычных фигур. Помимо знаков в виде круга и полумесяца с лучами, здесь встречаются оригинальные антропоморфные фигуры, иногда с головами лося, волка, изображения предметов, называемых иногда шаманскими жезлами и т.д. Почти половина всех рисунков на Онежском озере - лебеди, утки и гуси. Мало сцен промысла. Любопытны сцена охоты на белуху – кита, который никогда не обитал в онежском озере. Всего на Онежском озере 22 пункта с петроглифами, которые располагаются на островах и мысах на протяжении около 21 км вдоль побережья. Состав изображений в скоплениях иногда сильно отличается, что вероятно, свидетельствует не только о разном возрасте групп петроглифов, но и о постепенных изменениях в мировоззрении людей эпохи неолита.

Только сравнивая группы петроглифов между собой можно будет приблизиться к расшифровке уникальных посланий, оставленных нашими далекими предками.

По мнению ряда ученых петроглифы целиком и полностью являлись воплощением охотничьей магии, изображениями вполне реальных зверей, птиц, предметов.

Другие исследователи увидели в наскальных изображениях Карелии не только реалии окружающей первобытного художника природы, сколько сложный мир символов, отражающих мировоззрение первобытного человека.

Наскальные изображения служили своеобразным «иконостасом» древних святилищ, являвшихся центрами духовной жизни и практики первобытных общин. Здесь могли периодически совершаться праздники и церемонии, в изобразительной форме хранился и предавался из поколения в поколение накопленный опыт, связанный с развитием мироощущения и мировосприятия древнего человека.
Comments