Вероятность поэта

Отправлено 5 янв. 2015 г., 7:01 пользователем Oleg Shmyrin

Что значит «быть поэтом»? Как это возможно - быть поэтом? И кто поэт, в действительности, а кто - нет? И возможно ли быть «более» поэтом, чем другой: например, «более великий» или «менее значительный»? Какова вероятность быть, стать или родиться поэтом?

Поэзия - это крайняя точка, предельная точка мышления, понимания и осознания, точка языка и жеста, поэтому и вопросы, которые задаются к поэту, должны быть крайними. 

«Быть поэтом» - означает одну простую вещь - осуществлять поэзию, предоставлять собою бытие, давать существовать поэзии в этот конкретный момент. Поэзия приходит в наш мир не сама, она приходит в мир через того, кто ее видит, чувствует, принимает и приводит сюда. 

Обычно, когда говорят слово «поэзия», возникает образ книжки, образ рифмованного слова. 

Надо понимать, что это, в большой степени, случайность. Да, поэзия приходит в языке, и может пребывать в языке, и, нередко именно так и происходит. Но поэзия - нечто гораздо большее, чем язык. Считать поэзию и язык, через который она проявляется равными друг другу - грубая ошибка непонимания масштаба. 

Поэзия - доязыковое, доречевое.  Поэзия существует уже в моменте до начала речи. Тихая речушка, затуманенный луг и тонкий рассвет в среднерусской равнине июня - что им необходимо, чтобы состоялась поэзия? Для поэзии нужно только одно - наблюдатель, восприниматель, способный восхититься, пребывать в безмолвном благоговении, изумлении…  Возможно, что и язык возник именно потому, что уже существовала поэзия и древнейший человек мучительно пытался изыскать способ уловить, удержать мгновение поэзии.  

Поэзия - это источник всякого искусства, до того момента, как оно превращается в мастерство или ремесло. Источник искусства вообще, в целом: поскольку искусство - это игра перед лицом трансцендентного. 

Однако еще задолго до языка существовали жесты поведения, поступки в широком смысле этого слова. Задолго до того, как человек начал писать письмом, и глаголить речью, он говорил всем собой, своим существом через жесты своих поступков и действий. Он не читал вслух никаких мантр, но мог просто остановиться и бездвижно созерцать звездное небо.  Он еще не мог выговаривать имена вещей, но он уже действовал по отношению к этим вещам. Он не мог еще читать венки сонетов, но уже мог жертвовать своей жизнью, чтобы спасти свою возлюбленную. Мы знаем об этом по одной простой причине - все это уже доступно высшим млекопитающим. 

Поэзия - это , одновременно, и запредельное, и настоящее, и самое простое из всего наипростейшего. Любой ребенок до 5-7 лет значительную часть своего времени пребывает в состоянии поэзии, в моменте целостности себя, своего тела и сознания.

Пра-человек нередко пребывал в поэзии, жил в поэзии и действовал из поэзии. Именно поэтому так нелепы, примитивны и невежественны интерпретации древнего человека, как «темного», «дремучего», непонимающего и неосознающего. Такие интерпретации больше говорят о нас, чем о нем: это проекции нашей собственной темной стороны. И поэтому так далеки от реальности «гипотезы» некоторых антропологов, религиоведов и археологов о предназначении древних культовых предметов, объектов архитектуры. По-сути, многие современные ученые относятся к древним египтянам, сапотекам, шумерам и вавилонянам - грубо говоря, как к идиотам по определению. Поэтому они оказываются перед неразрешимой загадкой (которую сами себе устроили), не в силах понять и реконструировать логику их действий по сохранившимся артефактам.     

Кого считать поэтом? Только ли Верлена, Лермонтова и Басё? Разумеется, так безопаснее: считать поэтами лишь тех, кто получает или недополучает деньги за изданные книги с рифмованными строчками, выстроенными в особом порядке. Тех, чьи перечислены имена на полке «поэзия».  Безопаснее и невероятно ограниченно.  Я говорю: поэт - всякий, кто уловил отблеск трансцендентного и тем или иным способом реализовал эту невозможность выразить в чем-то, хоть в монотонном пении, хоть в военной стратегии, хоть в кулинарном произведении.   

Поэзия приходит, когда умолкает болтовня, успокаивается беспокойный, встревоженный и озабоченный ум и человек пребывает в равновесии чувств. В паузе тишины, в прерывании банального, возможна и вероятна поэзия. Не обязательна, но - вероятна. 

Поэзия, например, есть та вещь, с которой на секунды соприкасаются взрослые люди в момент хорошего и сильного оргазма, останавливающего на мгновение критическое мышление: в состоянии разрыва, отключения рациональности.  Безъязыкая тишина ослепляющая светом всеобщей соединенности и почти полного растворения «я». 

Именно в этом смысле, не метафорическом - поэзия - это и есть утраченный рай, из которого был изгнан человек, и не богом, нет: он сам изгнал себя в мир рациональности, озабоченности, беспокойства. Я уверен, что для того, чтобы сделать это, у человека были серьезные причины: на то, чтобы вырастить и отточить эту рациональную, ядовито-безжалостную критическую часть. Именно рациональность позволила достичь всех этих потрясающих благ цивилизации, свершить бесконечное множество великих открытий и достижений науки и техники. Однако, утратив связь с девственной и древней частью самого себя, с состоянием необусловленного ничем, кроме самого факта существования - внутреннего блаженства, человек, так сказать, выплеснул, с водой и ребенка.  Формирование и выделение человеческого «эго» и было изгнанием из «рая» безмолвия.  Человеческое «эго» - это фрагмент, выпавший из мозаики внутреннего рая. Поэтому любой человек, если он психически не болен, так или иначе стремится к соединению. 

Поэзия - это переживание глубокой соединенности. С самим собой, со своим телом, со своими чувствами и эмоциями. С окружающим миром - птицами, пашнями, дорогами и автомобилями. С нелепым цветом заборов и криками раздраженных чаек.  С ветром и луной, с дождем и кучей хлама под забором. 

Большинство поэтов, которых я знаю, это, конечно, не поэты, а люди, артистично тоскующие об утраченном рае, в чем бы он не заключался - в потере любимой, хорошего самочувствия, детства, невинности и так далее. И я знаю многих и многих людей, которые бы страшно удивились, если бы я назвал их поэтами,  - они просто очень хорошо, с радостью, с любовью и с вдохновением делают свое дело. Среди них есть и бизнесмены, и ученые, и танцоры, и просто мамаши, опекающие деток. 

Поэт - не тот, кто «пишет стихи», а тот, кто переживает и привносит поэзию - сюда в этот мир. Пусть даже и словами. 

Comments