Свобода и Безопасность

Отправлено 5 апр. 2017 г., 6:36 пользователем Oleg Shmyrin

Свобода и безопасность - не синонимы. Относительную безопасность может дать только по настоящему тоталитарное и некоррумпированное государство, которое вмешивается во все, видит все, контролирует все и действует беспристрастно, машинообразно. Причем этому государству должно соответствовать тотальное гражданское сообщество, которое зорко бдит, стучит на все подозрительное, чужеродное и опасное. Жить в таком обществе означает тотальный контроль и подавление животных инстинктов и чувств в пользу узкого спектра разрешенных и политически корректных проявлений.

Впрочем, речь даже идет не столько о полной безопасности, сколько о перераспределении рисков между лояльными и нелояльными гражданами.
Такое тоталитарное общество агрессивно к неразрешенной агрессии. А область личной разрешенной агрессии максимально сужена - то есть, гражданам не разрешается проявлять агрессию: например, использовать запрещенную (считающуюся агрессивной или опасной) лексику, громко разговаривать, производить неразрешенный физический контакт, не говоря уже о драках или ношении оружия. Да что там говорить - ношение нобелевским лауреатом гавайской рубашки с полуобнаженными девушками вызывает мировой скандал.

В этом смысле леволиберальный политический мейнстрим, разумеется, тяготеет к тотальному контролю. Как, собственно, и российский праволиберальный, который очень своеобразно (карикатурно) отражает запад, но идет в русле общемировых тенденций. Разница между ними только в том, кто реализует этот контроль - в первом случае это добровольная общественная дружина идеологической полиции плюс "прогрессивные СМИ", а во втором - этим пытается заниматься государство. Что из этого хуже, я не знаю. Правда, коррупция несколько снижает уровень контроля в России и дает щель для относительной свободы. Условно говоря, если у тебя есть деньги, ты можешь снизить уровень вмешательства в свою жизнь, оплачивая это как услугу. С другой стороны, если у тебя есть деньги, ты по определению начинает вызывать интерес с точки зрения власти.

Современная цивилизация постепенно отказывается от свободы в пользу безопасности. Понятие безопасности трактуется невероятно широко и начинает включать в себя глубоко и интимно воспринятые обиды и оскорбления. В действительности, борьба западных радикальных феминисток против "патриархата" и против "унижения женщин" удивительно конгруэнтна борьбе против "оскорбления чувств верующих". Социальная группа другая и цель, казалось бы, другая, но смысл тот же - государство и власть внедряются со своими инструментами контроля в область тонких оттенков чувств и самоидентификации граждан. Страдание превращается в публичный театр, разворачиваясь на сцене посреди многомиллионного зрительного зала. Таково содержание самых популярных судебных, телевизионных и других публичных шоу, что на Западе, что в России.

Парадокс в том, что свобода - это свобода не только и не столько приятного. Свобода тотальна, это и свобода рождаться, и свобода умирать, и свобода насилия (разумно ограничиваемая социумом), и свобода оказаться жертвой, свобода обижаться и свобода оскорблять. Свобода владеть и свобода быть чьей-то собственностью. Свобода восстания и свобода подавления. Свобода подразумевает свободное познание жизни во всей ее полноте, включая смерть, отчаяние и боль. В поисках свободы человек может выбрать два направления: свободу для общества в целом (и тогда он жертвует личной свободой), либо путь индивидуальной свободы, например, хинаяну.

Comments